Конкурс "Учитель года-2018" в Ивановском районе будет проходить с 27 февраля по 2 марта 2018 года. Кандидатом на звание лучшего педагога от нашей школы станет учитель 1 квалификационной категории Наталья Александровна Бурнасова. Мы желаем ей творческих успехов и профессионального роста!

Методическое портфолио.

Конкурсное занятие "Не только учить".

Эссе "Я - учитель".

 

Музыка – единственный всемирный язык,

 его не надо переводить,

на нем душа говорит с душою.

                                                                                                Авербах Бертольд

 

Нельзя вырастить полноценного человека

без воспитания в нём чувства Прекрасного.

Р.Тагор 

 

          Быть учителем - талант, призвание, дар божий. По мнению К.Д.Ушинского, педагогика – не наука, а искусство: самое сложное, высокое, самое необходимое; оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не постижимому: к идеалу совершенного человека.  Быть учителем - талант, призвание, дар божий. И большая самоотверженность. Великий труженик, способный к самопожертвованию, усталый и очень даже небогатый в материальном плане, щедрый духовно.

           Шесть с половиной лет назад я пришла в школу преподавать уроки музыки и поняла, что не ошиблась с выбором. Каждое утро спешить на урок, где ждут тебя любимые ученики, помогать им прикоснуться к великому искусству, слушая классическую музыку, размышляя о созданных ею образах, наполнять детские души добротой и благородством, открывать таланты и вести их к успеху - в этом я вижу своё предназначение и учительское счастье.

Идешь на урок к ученикам и обо всем забываешь, только видишь их открытые сердца, их желание соприкоснуться с миром прекрасной музыки, их любовь. Учителю очень часто надо быть сильным и добрым. Позволить себе быть добрым может не каждый, не каждый способен перешагнуть барьер всеобщего непонимания (слишком часто доброту принимают за слабость). Как сделать это содружество более тесным? Для этого сам учитель должен быть и индивидуальностью и профессионалом. Только тогда он сможет сказать: «Я творю!» Именно к этому я и стремлюсь. Этот поиск сопровождается сомнениями, разочарованиями, радостями, переживаниями поражений и побед. Но иначе не может быть!

 А почему учителем музыки?

          Связать свою жизнь с музыкой - мечта с детства. Сколько помню себя - всегда пела, декламировала стихи, танцевала на всех мероприятиях.  Мне это очень нравилось! В третьем классе я пришла на кружок народного пения «Калинушка»  и руководитель Татьяна Викторовна Дудина-Клявдина  мне сказала: «Наташа, у тебя большой талант! Тебе обязательно быть музыкантом или выбрать ту профессию, которая связана с музыкой…»  И жизнь сама направила меня на это поприще, о чём  я ничуть  не жалею, более того...  

Я люблю детей - озорных и скромных, приветливых и замкнутых, маленьких и повзрослевших. Они искренние и непосредственные,  от их лучистых   глаз на душе тепло и радостно.  Идешь на урок и обо всем забываешь, только видишь их открытые лица,  желание соприкоснуться с миром прекрасной музыки, чувствуешь их любовь...

         Свое назначение, как учителя, вижу не только в овладении учениками знаний и навыков, но и в том, чтобы помочь ученикам в обретении им себя, своего человеческого «Я». Удержать и передать детям то хорошее, что было накоплено в нашем обществе: любовь к Родине, уважение к истории, гордость за великое и боль за моменты прошлого через музыку. Эмоциональное восприятие музыки и отклик на нее; иметь систему знаний и ценностных ориентиров, постижение музыки в ее взаимосвязях с другими видами искусствами и жизнью.

         Урок музыки особый, так как учитель создает условия для раскрепощения фантазии, воображения ребенка, а это решающий фактор в любой творческой деятельности. В настоящее время особенно актуальны проблемы эстетического и экологического воспитания школьников. Сегодня, как никогда, в стране остро ощущается дефицит людей гуманных по отношению к природе и людям, интеллектуальных, одухотворенных, культурных.   

          Как сделать это содружество более тесным? Для этого сам учитель должен быть индивидуальностью и профессионалом. Только тогда он сможет сказать: «Я творю!» Именно к этому я и стремлюсь.  Путь к истине не прост: он сопровождается сомнениями и радостями, разочарованиями и открытиями, поражениями и победами. Но иначе не может быть!

          Мой труд – это уроки музыки. А ценность музыкального искусства неоспорима и уникальна. В чем ценность уроков музыки?

Я иногда слышу вопросы:

А зачем нашим детям этот предмет?

Нужно ли в наш век заниматься музыкой?

Зачем тратить драгоценное время на музыку?

Мой ответ: чтобы дети были эстетически развитыми, имели хороший художественный вкус и музыкальный слух. Современным родителям эти качества не кажутся важными и необходимыми. Ведь в двадцать первом веке совершенно другие приоритеты.

          И тут, мы, учителя музыки должны доказать, что занятия музыкой дают не только эстетическое развитие, но и шире развивается способность учащихся к самостоятельному и творческому мышлению, обогащается их духовно-эмоциональный кругозор, формируются такие качества как мобильность, конструктивность, креативность, коммуникабельность. И эти качества будут необходимы ученику в его дальнейшей профессиональной деятельности. Ценность музыкального искусства уникальна! Именно Искусство формирует душу, обогащает внутренний мир человека, учит видеть красоту мироздания.  В. Шекспир утверждал:

Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабёж, измену, подлость.
Не верь такому!

          Урок музыки - особый: здесь соединяются чарующий мир искусства с удивительным миром детских грёз. Учителю необходимо  создать условия для раскрепощения фантазии, воображения ребенка, а это решающий фактор в любой творческой деятельности. Голос музыки, по слова французского писателя Р.Роллана, идёт прямо в сердце, минуя, если можно так выразиться, сферу рассудка. Человек далеко не всегда может передать словами, что испытал он во время слушания музыки, но пережитое навсегда останется в его душе.

          Как сложен и в то же время прост алгоритм жизни с музыкальной точки зрения: так мало - семь нот, а как художественно и красиво можно ими поведать и научить жить наших учеников...

          В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека”. Задача моих уроков - удержать и передать детям то хорошее, что было накоплено в нашем обществе: любовь к Родине, уважение к истории, гордость за великое и боль за ошибки прошлого через музыку.

          Практика музыкального воспитания показывает, что глубокое проникновение в идеи произведений искусства достигается в том случае, если ученик сможет увидеть в нем нечто значимое для себя, то, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам. Когда ученик воспринимает музыкальное произведение, и оно глубоко захватывает его, он получает «некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием». Музыка может быть средством успокоения и лечения. Большое значение она имеет как средство борьбы с переутомлением. Может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва. Исследователи  подтверждают благотворное влияние слушания классической музыки не только на умственные способности учащегося, но и на развитие его мозга в целом. 

          Музыка открывает человеку удивительный и разнообразный мир, а также даёт возможность найти себя в этом мире. Мой предмет - это полёт фантазии, творческой мысли, открытие и становление таланта, урок воспитания Личности.

          Современный учитель должен быть не только кузнецом, но и  ювелиром человеческих душ, способным заворожить детей своим творчеством и работой, которые являются прекрасным дуэтом в сочетании с искусством.

          Найти формулу учительского успеха – мечта любого педагога. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель», - утверждал Л.Н. Толстой.

           За последние десятилетия наша жизнь очень изменилась: утратились социальные ценности, высоконравственные идеалы уступили место материальному благополучию, расслоение общества привело к отчуждению людей, агрессии. Деньги стали мерилом успешности. А душа человеческая по-прежнему тянется к Прекрасному – "бесконечной, мудрой, вечной Музыке, от которой так хочется жить".

Посвящая себя музыкальному воспитанию и обучению детей, я не перестаю самосовершенствоваться, изучаю и применяю различные программы и методики. По крупицам собираю всё самое лучшее и интересное, чтобы затем отдать весь свой накопленный опыт и знания детям. А ещё, окунаясь в мир детства, я учусь у ребят душевной чистоте.  Считаю свою профессию архиважной, так как участвую в формировании полноценной, духовной личности маленького человека.

В заключение своего эссе хочу пожелать своим коллегам: «Если вы выбрали этот тернистый путь педагога, не жалейте своих сил и времени, для того чтобы дарить детям теплоту своего сердца, частичку души, излучающей свет, и только тогда наши дети смогут сделать нашу планету прекрасной, звёздной и яркой. Ведь воспитание красотой облагораживает души, утончает чувства ребёнка».

Хочу творить, хочу дерзать

Науку музыки влеченья.

И в ваших душах растопить

Ту нотку дивного творения.